По мнению специалистов психиатрического профиля, главная задача их деятельности - исцеление больного, возвращение его к привычной жизни и полноценному общению в социуме, укрепление психического здоровья населения, достижение качества жизни, ее продолжительности, обеспечение доступности медицинской помощи при совершенствовании всех уровней лечебного процесса.

Долгие годы, начиная с 90-х годов, психиатрическая помощь в России находилась в состоянии застоя, не вызывая достаточного интереса со стороны государства к этой важной составляющей части оздоровления населения.

Серьезной подвижкой в развитии психиатрии стало принятие Закона Российской Федерации «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании». Закон отрегулировал многие нерешенные ранее вопросы организации психиатрической помощи. Однако, на этом, внимание к психиатрии было исчерпано.

Первой программой, предусматривающей комплекс мероприятий по совершенствованию психиатрической помощи населению, была Федеральная целевая программа «Неотложные меры по совершенствованию психиатрической помощи на 1995-1997 годы». К сожалению, Программа так и не заработала в связи с отсутствием финансирования.

Проблемы, которые стояли перед психиатрической службой требовали разработки нового механизма их реализации.

До 2000 года психиатрическая служба республики была разобщена. Так, только в г.Уфе функционировали две республиканские психиатрические больницы и городской психоневрологический диспансер. Не было единой идеологии, стратегии развития, подходов к оказанию психиатрической помощи, этапности и преемственности, не только в организационных, но и в лечебно-диагностических вопросах. Поэтому назрела необходимость на первом этапе слияние вышеуказанных психиатрических учреждений, для проведения модернизации психиатрической службы республики.

С целью подготовки к предстоящей модернизации была проведена паспортизация существующих психиатрических учреждений, сделан пообъектовый анализ пригодности зданий с учетом соответствия площадей санитарным нормам с предложениями по приведению существующей материально-технической базы к стандарту с поэтапным перераспределением коечного фонда.

В 2000 году в Республиканской психиатрической больнице было 3000 коек, в связи с открытием психиатрических отделений в районах и городах было произведено сокращение коечного фонда больницы.

Все программные мероприятия были выполнены только за счет текущих расходов и экономии средств Республиканской психиатрической больницы, образовавшихся при сокращении коечного фонда, без выделения дополнительного финансирования. В результате кропотливой подготовительной работы, на втором этапе была принята Республиканская программа «Неотложные меры по совершенствованию психиатрической помощи на 2003-2008 годы». Руководствуясь положениями программы, в соответствии с распоряжениями Правительства РБ были решены задачи децентрализации психиатрических стационаров республики с приближением психиатрической помощи к населению.

В 2005 году амбулаторная психиатрическая служба города Уфы была переведена на республиканское финансирование, путем присоединения к Республиканской психиатрической больнице.

Объединение стационара с диспансером дало определенный экономический и организационный эффект. Прежде всего, была выстроена преемственная амбулаторно-стационарная система помощи пациенту на разных этапах, определено единое направление в работе службы.

В целях реализации Закона РФ «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании», отраслевой программы "Реорганизация сети психиатрической помощи в Российской Федерации на 2003-2008 годы" в части укрепления материально-технической базы учреждений, в целях повышения уровня и качества оказания психиатрической помощи в Республике Башкортостан началось строительство больничного комплекса РПБ на 1600 коек.

В 2007 году успешно сдана в эксплуатацию первая очередь строительства больницы, а в последующем и вторая.

На сегодняшний день Республиканская клиническая психиатрическая больница является крупнейшим специализированным учреждением не только в Республике Башкортостан, но и в Российской Федерации по оказанию психиатрической, психотерапевтической, психологической и медико - социальной помощи населению, в котором гармонично сочетается клинико- диагностическая, научно-практическая и педагогическая деятельность.

Учитывая, что специалисты в области охраны психического здоровья и ресурсы этой системы должны быть полностью интегрированы в службы первичной медицинской помощи и систему социальной защиты, с целью решения задач просвещения, поддержки и оказания консультативной помощи, стала неизбежной передача на третьем этапе психоневрологических и психиатрических отделений в состав ЦРБ и ЦГБ районов и городов республики, на муниципальное финансирование. Таким образом, к 2008 году была успешно завершена децентрализация психиатрической службы и реализована вышеуказанная республиканская программа по психиатрии.

Однако недостатком сформированной системы явилось то, что каждое муниципальное образование строило свою собственную замкнутую систему здравоохранения. Жесткая привязка финансирования к конкретному муниципальному ЛПУ и отсутствие механизма перераспределения финансовых ресурсов, приводила к нерациональному использованию средств, что противоречило республиканской стратегии развития здравоохранения.

С вступлением в силу Федерального закона № 323 от 21 ноября 2011 года «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» с 1 января 2012 года все учреждения здравоохранения Республики Башкортостан были переданы с муниципального на республиканский уровень финансирования. Таким образом, стала очевидной дальновидность стратегии проводимых мероприятий реорганизации психиатрической службы с приближением ее к населению, которая нашла свое законодательное подтверждение на сегодняшний день.

Модернизация психиатрической службы и перевод на республиканское финансирование дала возможность:

- более эффективно решать вопросы организации психиатрической помощи; - выбора единых подходов в организационно-методической работе, вопросах выявления и лечения психических больных;

- осуществления преемственности в организации лечения больных и ведения медицинской документации;

- эффективного и рационального использования бюджетных средств с использованием энергосберегающих технологий;

- соблюдение плановости в приобретении оборудования, инвентаря и проведения ремонтных работ;

- более эффективного использования транспорта, оборудования и медицинской аппаратуры;

- рационального использования и подготовки кадров для взрослой и детской психиатрии, возможность взаимозаменяемости кадрами при сохранении должностных и функциональных обязанностей;

- преемственности в оказании всех видов психиатрической помощи: амбулаторная служба - дневной (ночной) стационар - стационар.

Передовые технологии и подходы оказания психиатрической помощи в Республике Башкортостан высоко оценили ведущие психиатры России - Главный психиатр России, и.о. директора ФГБУ «ГНЦ ССП им. В.П. Сербского» Минздрава России профессор З.И. Кекелидзе, Главный специалист психиатр г. Москвы, профессор Б.Д. Цыганков, и многие другие.

Результаты модернизации и все достижения психиатрической службы и больницы стали возможны благодаря поддержке Президента и Правительства Республики Башкортостан. В настоящее время психиатрическая помощь населению в Республике Башкортостан оказывается двумя больницами:

- Республиканской клинической психиатрической больницей на 1165 коек;

- Стерлитамакской психиатрической больницей на 445 коек;

- пятью межрайонными психиатрическими отделениями и шестнадцатью психиатрическими отделениями в составе многопрофильных больниц;

В каждом районе функционирует кабинет психиатра.: